ПРОФКАРЬЕРА как инструмент выбора профессионального пути
Дата публикации: 03 декабря 2008

Виталий Алтухов Автор статьи: Виталий Алтухов
Руководитель научно-методического отдела


Правильный выбор профессии после школы всегда был серьезной задачей, и давался он далеко не всем и не всегда легко. Но и после окончания института перед выпускниками вновь возникала ситуация выбора – а куда лучше свои знания и способности применить, в какой сфере и организации найти себе приложение, как материально обеспечить своё существование?

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» разработали проект «Профкарьера», цель которого – оказание профориентационных услуг для студентов и выпускников вузов. Смысл услуги заключается в оказании помощи молодым специалистам в принятии профессионально важных решений по выбору перспективной работы, определению стратегий построения успешной карьеры, выборе желаемой отрасли и компании для дальнейшего трудоустройства и профессионального развития.

Чем продиктована необходимость такой услуги?

Сегодня вопросы, связанные с выбором работы, трудоустройством, нахождением своего места в профессиональном мире после получения высшего образования еще более актуальны, чем выбор вуза и факультета. Это связано не только с тем, что разрушена система послевузовского распределения, но и с тем, что система высшего образования просто не успевает адаптироваться к быстроменяющимся условиям современной экономики и, соответственно, к ситуации на современном рынке труда.

Вот несколько наглядных примеров: социологические опросы показывают, что менее трети российских выпускников вузов находят или выбирают работу по своей первой специальности. При этом, согласно исследованиям ведущих рекрутинговых агентств, свыше 33 процентов вакансий, предоставляемых компаниями-работодателями, связаны с IT-сферой и продажами, но, если IT-специалистов вузы начали выпускать (и то, по многим направлениям обучение по-прежнему отсутствует), то специалистов по продажам не готовит ни один университет или институт. А если добавить к этому, что во многих отраслях российской промышленности, сельского хозяйства и госсектора проблема дефицита кадров не менее насущная, чем недостаток финансирования, – можно понять всю сложность и неуправляемость сложившейся ситуации.

Само понятие профессии, тем более профессии «на всю жизнь» начинает устаревать. Во многом это связано с тем революционным скачком, который привнесли в нашу жизнь информационные технологии, добавив перечень новых специализаций и кардинально изменив старые. Сейчас актуальнее говорить о выборе сферы деятельности, т.е. выборе того, где вы будете работать, нежели о выборе профессии. Различные профессии могут быть применены в одной и той же сфере деятельности или отрасли, и важнее становится не полученное образование, а способность быстро адаптироваться к новым условиям и уметь постоянно обучаться.

Поэтому сегодняшние тенденции, с одной стороны, подталкивают сам бизнес инициировать программы целевого обучения выпускников «под себя» и уже присматриваться к способным студентам 3-х и 4-х курсов. И, в тоже время, активная познавательная позиция самих молодых специалистов, понимание своих ключевых преимуществ и ориентированность в тенденциях развития экономики и рынка труда как никогда становится ключевой для успешной профессиональной самореализации и, что сегодня немаловажно, материального благополучия.

В связи с этим на первый план выходит работа по оказанию консультационной помощи будущим молодым специалистам в вопросах правильного выбора своего профессионального будущего и трудоустройства в условиях новых бизнес - реалий.

Из чего состоит «Профкарьера»?

Услуга «Профкарьера» проводится Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и включает в себя два этапа: тестирование и консультация со специалистом Центра.

Тестирование включает в себя прохождение 5-ти тестов по направлениям:
  1. Профессиональные интересы – определение того, чем человеку хочется заниматься в профессиональной деятельности.
  2. Профессиональные способности – определение интеллектуальных способностей и возможностей человека, их применимость к тем или иным видам деятельности.
  3. Профессиональная мотивация – определение основных профессионально – важных мотивов и потребностей, которые определяют пути построения карьеры.
  4. Структура личности – выявление личностных особенностей и склонностей (характера), являющихся базой успешного и верного профессионального развития.
  5. Жизненные установки – определение основных ценностей человека, его подходов к решению жизненных задач; определение способности и умения человека самостоятельно находить смысл и интерес для себя как в профессиональной жизни, так и в целом. Вторым этапом идет консультация по итогам тестирования со специалистом. В процессе консультации сначала выясняется основная проблема или трудности, обсуждаются и разъясняются результаты по тестам, далее консультант вместе с человеком вырабатывает наиболее оптимальные пути по решению тех вопросов, с которыми пришел человек.
Какие результаты и выводы можно сделать по итогам тестирования и консультации?

Любой человек, пришедший на консультацию, обладает своим уникальным опытом, складом личности и способностей, а также полученным образованием. Задача консультанта – подсказать ему и помочь найти свое место при огромном разнообразии выбора на современном рынке труда:

Внутренние ресурсы человека и внешние возможности


Используя тестирование и личное общение, можно выявить те ресурсы (знания, способности, свойства личности и т.п.), которыми обладает человек, и использовать полученную информацию в принятии решений по дальнейшим действиям в профессиональном развитии, ориентируясь на те реальные внешние возможности, которые предоставляет нам рынок труда.

Каковы же основные результаты, которые вырабатываются в процессе прохождения «Профкарьеры»?
  1. Определение будущей позиции (функциональной роли). По итогам тестирования человек получает списки конкретных позиций, существующих на современном рынке труда, наиболее подходящих ему по его профессиональным интересам и наклонностям. Это могут быть, например, аудитор-аналитик, технический дизайнер, менеджер по обучению персонала, бренд–менеджер, журналист, различные руководящие позиции и еще порядка 50-ти существующих на рынке вариантов. Затем на консультации вырабатываются те позиции, на которые стоит ориентироваться в первую очередь, а какие стоит вообще исключить из рассмотрения.
  2. Составление оптимального карьерного и профессионального пути. В процессе консультации вырабатываются конкретные шаги по построению дальнейшего профессионального пути. Развиваться человеку по управленческой стезе, или предпочесть путь специалиста? Если выбирать путь управленца, то на какие позиции ориентироваться, где продвижение будет наиболее эффективным и соответствовать возможностям человека? Какие препятствия могут встать на пути? Эти и другие вопросы стоят в рассмотрении консультанта и человека.
  3. Выбор сферы приложения своих знаний и образования. Есть востребованные специальности (например, IT-специалисты), есть невостребованные. Есть более «узкозаточенное» обучение, есть менее специализированное образование (например, философы). Одни люди хорошо ориентируются на рынке труда и прекрасно знают, куда идти и что выбирать, другие находятся «как в тумане». Одна из задач консультации – обозначить те варианты приложения себя, где человек с данным образованием, либо с определенными способностями, мотивацией и личностными особенностями может успешно и с интересом для себя реализоваться.
  4. Знание своих сильных и слабых сторон. Это определенная основа будущей конкурентоспособности и продуктивности на работе. Простой пример – сколько молодых специалистов не знают, что писать в резюме в разделе «дополнительная информация» про свои личные характеристики. В связи с чем и пишут: «высокая работоспособность, стрессоустойчивость, коммуникабельность», а часто и думают про себя то же самое. Потом, на практике, такое «самопонимание» может сыграть и против человека, тем более, если он действительно попадает в рабочие ситуации, где необходимо будет проявить высокую стрессоустойчивость, коммуникабельность и т.п., а он не обладает данными качествами. При этом он может обладать другими достоинствами, которые нужно применять в работе совершенно другого рода. Анализируя результаты тестирования, консультант рассказывает не только о сильных сторонах и возможностях их применения, но и обозначает слабые стороны и пути их компенсации и развития.
  5. Выбор будущей компании. Почему-то на эту сторону работы многие не обращают существенного внимания, стремясь найти в основном выгодную должность, а где – неважно. А ведь компания – это своя маленькая страна, со своими порядками, ценностями, культурой и, самое главное, возможностями карьерного и профессионального развития. Как разительно отличаются западные и российские, крупные и маленькие компании! По результатам тестирования выдаются списки наиболее подходящих компаний, что, не ограничивая выбор самого человека, позволяет наметить основные предпочтения и характеристики будущей компании.
Таковы основные результаты и моменты, которые рассматриваются в процессе консультации психолога с клиентом. Конечно, все консультации индивидуальны, и, в зависимости от актуальных потребностей клиента, акцент делается на тех моментах, которые являются для него наиболее значимыми.

Что дает «Профкарьера» или клиенты бывают разные…

Исходя из опыта консультирования актуальные проблемы и основные трудности людей, приходящих на «Профкарьеру», можно разделить, хоть и немного условно, на 3 группы:
  1. Сложности с выбором работы или трудоустройством по окончании вуза или по истечении нескольких лет после его окончания. Как правило, люди не могут найти (не знают) устраивающую их работу, где они могли бы заниматься тем, что интересно и что у них получалось. Могут быть сложности со знанием рынка труда, поиском возможности работать по образованию. Те, кто уже работают, но что-то их не устраивает, приходят, чтобы понять, менять ли работу или что-то в самой работе. Если менять, то на какую. Некоторые просто могут прийти, чтобы подтвердить правильность уже ими сделанного выбора. В любом случае, на консультации решаются вопросы «Кем работать?», «В какой сфере?», «Где найти такую работу?», «Какой путь профессионального развития выбрать?» и т.п.
  2. Сомнения в полученном образовании, смена образования/профессии во время или после окончания обучения. Выбирая вуз, человек не всегда ориентируется на свои интересы, может руководствоваться прагматическими соображениями, либо (что чаще всего) просто выбрать самый простой вариант. А может не иметь четкого представления о том, чего хочет. Либо в процессе обучения решить, что данное образование «не мое». В любом случае, человек испытывает сомнения по поводу получаемого (полученного) образования. В таких ситуациях на консультации анализируется, какие профессиональные сферы человеку ближе по его интересам и способностям, соответствуют ли они его нынешнему образованию, вырабатываются решения о продолжении либо смене образования, получении дополнительного обучения и т.п.
  3. Сложности профессионального самоопределения «вообще». Бывает, что профессиональные проблемы человека проистекают из того, что человек плохо себя знает, по каким-то причинам сам не может проявить инициативу в поиске подходящих вариантов, не имеет четких интересов и предпочтений и т.п. В таких ситуациях, помимо обсуждения вопросов, касающихся профессиональной деятельности, затрагиваются вопросы и личностного плана, могут быть рекомендованы консультации с психологами или различные тренинговые программы, которые призваны решить трудности, лежащие за сомнениями в профессиональном самоопределении.
Таким образом, выход и варианты дальнейших действий можно найти в любой ситуации, все зависит от технологий, которые используются для решения возникших трудностей, специалистов, которые их реализуют и желания самого человека. И, в итоге нашей статьи, хочется, прежде всего, пожелать всем вам удачи в делах, веры в себя и свои силы, желания и настойчивости в достижении своих целей.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Статья опубликована на сайте Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ
http://teletesting.ru

Адрес статьи в Интернете:
http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=13