Инновационные психодиагностические технологии как системный элемент организации профориентационной работы. Часть 2
Дата публикации: 08 июля 2008

Продолжение. См. Часть 1

Авторы статьи:

Алексей Серебряков Виталий Алтухов Ольга Иванова Евгения Орлова
Алексей Серебряков
Президент
ЦТР "Гуманитарные технологии"
Виталий Алтухов
Руководитель
научно-методического отдела
Ольга Иванова
Ведущий специалист
научно-методического отдела
Евгения Орлова
Психолог-разработчик


СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Система профориентационной работы в системе образования, в идеале, должна носить комплексный и многоступенчатый характер, «сопровождать» человека в ходе профессионального становления и обучения. Поэтому, начинать профориентационную работу необходимо еще в момент обучения человека в школе. Заканчивать ее никогда не поздно (не мало взрослых людей обращается за профориентацией ), но целенаправленное сопровождение логично завершать на этапе окончания суза профориентационной помощью в процессе трудоустройства или дальнейшего обучения в вузе.

По сути, можно рассмотреть следующий пример организации такой системы:

  1. Работа школ профориентации школьников. Помощь в выборе профиля обучения, будущей профессии. Методический инструментарий – методика «Профориентатор».
  2. Работа ссузов (приемных комиссий) по профориентации абитуриентов. Помощь в выборе специализации в рамках своего учебного заведения и т.п. Методический инструментарий – методика «Профориентатор» с настройкой под конкретные специализации суза.
  3. Работа ссузов (Центры карьеры, Службы занятости) по профориентации студентов и выпускников. Помощь в трудоустройстве, выборе направления приложения знаний, вариантов дальнейшего обучения в вузе и т.п. Работа с компаниями-работодателями и вузами. Методический инструментарий – методика «Профкарьера».

Такая система позволяет проводить профориентационный мониторинг и сопровождение человека, начиная с момента выбора профессии и заканчивая этапом трудоустройства. Естественно, что профориентация, даже при ее наличие в школе или вузе, будет востребована не всеми учащимися в силу ряда причин. Кто-то действительно может в ней не нуждаться, кто-то может не знать, бояться, не доверять и т.п. Поэтому при внедрении таких систем важно проводить ряд информационных и рекламных мероприятий, повышающих интерес к ней в среде школьников и студентов, снижающих страх неопределенности и повышающий доверие к услуге. При этом, могут существовать различные подходы к проведению самой профориентации, в комплексе дающие максимальных эффект:

  • Активизирующий подход. Цель данного подхода – сформировать у человека установку на необходимость профессионального самоопределения, побудить к активному поиску, выбору и самостоятельному решению имеющихся проблем. Формат проведения: тесты, игры, обсуждения и т.п. Особенно эффективен на начальных этапах работы, так как создает положительную мотивацию к прохождению дальнейших профориентационных процедур.
  • Диагностико-консультационный подход. Включает в себя проведение психологического тестирования и консультацию по полученным результатам. Может проводиться как в индивидуальном формате, так и в групповом. Основная цель – выявить профессиональную направленность человека на основе объективных тестовых данных, и в процессе консультации решить основной профориентационный запрос человека с использованием полученной информации. В качестве дополнительного результата в рамках данного подхода можно диагностировать выраженность тех или иных компетенций, профессионально важных в рамках получаемой профессии.
  • Развивающий подход. Включает в себя проведение тренингов, решающих различные профориентационные вопросы, а также развитие различных навыков и качеств, которые могут быть полезны в будущей профессиональной жизни (например, умение проходить собеседование). Особенно эффективен после проведения диагностики и консультации для реализации и закрепления полученных результатов, а также развития необходимых компетенций в процессе обучения.
  • Информационный подход. Состоит в проведении различных информационных мероприятий (лекции по планированию карьеры, презентации компаний, информирование о тенденциях на рынке труда, ярмарки вакансий и т.п.). Основной смысл – кратко, но информационно освещать как общие тенденции на рынке труда, так и ситуацию с получаемыми студентами профессиями – где и кем они могут работать в современных реалиях.

Интегрируя вышесказанное, можно предложить следующую схему профориентационной работы, направленную на конкретную помощь студентам и выпускникам средне-специальных образовательных учреждений в плане помощи в выборе сферы трудоустройства (рис 2). В данной схеме необходимо выделить два наиболее важных аспекта:

  1. Организационный аспект. Предложенная нами процедура не универсальна, поэтому организация проведения того или иного тематического блока зависит в основном от обстоятельств и потребностей конкретного учебного заведения. Например, работа с учащимися может начинаться не с проведения тестирования, а с информационных лекций как формирующих интерес и понимание необходимости самой профориентации, карьерного консультирования и т.д.
  2. Содержательный аспект. Выбор того или иного инструментария для проведения профориентаций зависит от специалиста, уровня его квалификации, опыта и приверженности к тому или иному инструменту. При выборе важно опираться на такие показатели инструмента, как его надежность, валидность, достоверность и способность решать поставленную задачу – т.е. соответствие запросу современности и людей, приходящий на профориентацию.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Рис.2. Схема профориентационной работы со студентами и выпускниками в плане трудоустройства или дальнейшего обучения.

РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ:
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ«ПРОФОРИЕНТАТОР»

Основной задачей система профориентации «Профориентатор» является определение профессиональной направленности школьника или абитуриента. Она существует в двух вариантах – стандартном варианте (которые позволяет определить наиболее подходящие человеку профессии из общего круга специальностей), и в модифицированном варианте (где человеку подбираются наиболее подходящие специализации в рамках конкретного учебного заведения – вуза или ссуза).

В течение многих лет эта методика используется в практике профориентационной работы. Она позволяет комплексно диагностировать интересы, способности и личностные качества человека, соотнося их с выбором профессии и профиля обучения. Обсуждение результатов этой методики с психологом позволяет обратить внимание клиента профориентационной консультации на наиболее значимые для него внутренние факторы выбора профессии.

Комплекс «Профориентатор» ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 8-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы.

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. «Профориентатор» позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.

Пройдя комплекс тестирования и побеседовав по его результатам с психологом-профконсультантом, школьник может лучше понять:

  • какой я? (блок «Личность)
  • что я могу? (блок «Структура интеллекта»)
  • чего я хочу? (блок «Интересы») и определить, к каким профессиям и специальностям у него есть склонности.
Таким образом, понятие «профессиональная склонность» следует трактовать как интерес, подкрепленный соответствующими личностными качествами и развитием соответствующих способностей, то есть как совпадение интересов, способностей и характера человека на определенной профессии (группе профессий). Поэтому тестовый материал сфокусирован на интересах и способностях, важных для приобретения образования в соответствующей профессиональной области.

Комплекс тестирования включает в себя различные типы заданий: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока – теста способностей – отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит в среднем от 40 до 60 минут.
Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста испытуемого.

Рассмотрим теперь каждый из блоков комплекса «Профориентатор» подробнее.

Блок «Интересы»

Профессия должна быть интересна. Если ребенку нравятся животные и растения, ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику – интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Блок «Интересы» в комплексе «Профориентатор» состоит из 80 утверждений, диагностирующих сферу интересов по 8-ми факторам, условно обозначаемым как «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск». Выбор восьми шкал осуществлялся с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е.А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд).

Блок Интересы

На рисунке представлен пример результата по блоку «Интересы». Балл по каждому фактору отображается в стандартной шкале стенов (от 1 до 10), где средним значением является 5,5, а средней зоной – от 3,5 до 7,5 стенов (среднее плюс-минус стандартное отклонение). Такая форма предоставления результатов позволяет каждому испытуемому сравнивать себя со своими сверстниками, так как нормы значений рассчитываются для каждой возрастной группы отдельно, опираясь на данные реальных испытуемых, прошедших тестирование по методике «Профориентатор».

Рассмотрим подробнее содержание шкал блока «Интересы».

Шкала «Техника»: интерес к работе с техникой, техническими системами, электроникой, различными видами энергии, к изготовлению и использованию различных инструментов и оборудования; эксплуатация и ремонт транспорта. Предпочтение точных наук (алгебра, геометрия, физика, информатика); ручная умелость, любовь к конструированию. Примеры профессий: инженерные, технологические, машинист, водитель, программист.

Шкала «Наука»: интерес к исследовательской деятельности, к самообразованию, любопытство, эрудиция, увлеченность, направленность на сбор и анализ информации и знаний в различных предметных областях; обычно сопровождается чтением научно-популярной литературы, энциклопедий, посещением кружков, дополнительных занятий. Примеры профессии: исследовательские, аналитические, наукоемкие.

Шкала «Искусство»: интерес к работе с художественными образами (их создание, организация, оценка). Обычно присуща сильная впечатлительность, эмоциональность, развитое воображение и образное мышление. Примеры профессий: актер, писатель, критик, экскурсовод, ювелир, дизайнер, культуролог.

Шкала «Общение»: интерес к работе с людьми, различными группами и коллективами. Обычно сопровождается развитыми коммуникативными и организационными способностями, хорошей выдержкой, самоконтролем, доброжелательным отношением к окружающим. Примеры профессий: сфера воспитания и обучения (педагогические), здравоохранения (медицинские), правовой защиты (юридические), организации и управления (менеджмент), сфера обслуживания, культурно-просветительская работа.

Шкала «Бизнес»: интерес к управлению и организации работы других людей, стремление к материальному благополучию, способность принимать решения и брать на себя ответственность; активность, лидерские качества, аналитическая направленность ума. Увлечение общественными и экономическими науками. Примеры профессий: экономические, менеджерские, политика.

Шкала «Знак»: интерес к работе с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками. Обычно свойственно предпочтение таких предметов, как алгебра, логика, информатика, языки. Примеры профессий: гуманитарная направленность (переводчик, филолог, юрист), экономическая направленность (бухгалтер, маркетолог, экономист), техническая направленность (оператор ПК, программист, диспетчер), кроме того, это работа секретарей, библиотекарей, делопроизводителей.

Шкала «Природа»: интерес к работе с природными объектами (животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями). Увлеченность такими предметами, как биология, химия, медицина, экология. Примеры профессий: биолог, зоолог, генетик, эколог, агроном, ветеринар, геолог, метеоролог.

Шкала «Риск»: желание действовать в стрессовых, неопределенных ситуациях, при высоких физических или психических нагрузках. Обычно сопровождается любовью к спорту (особенно к экстремальным его видам), наблюдается жажда острых ощущений, высокая активность, ловкость, выносливость. Примеры профессий: пожарный, спасатель, врач скорой помощи, спортсмен, летчик, работа в правоохранительных органах.

Блок «Структура интеллекта»

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, какие способности соответствуют профессионально важным в данной профессии качествам.

Блок «Структура интеллекта» состоит из 72 заданий на определение уровня развития различных способностей – факторов умственной деятельности, условно обозначаемых в методике как «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание». Кроме того, выдается общий балл по данному блоку, отражающий средний показатель по всем шести факторам в совокупности, – аналог «уровня умственного развития», который принято в нашей лаборатории интерпретировать без особого «пафоса» – как операциональный индикатор актуально достигнутого «уровня обучаемости и умственной работоспособности».
Тест позволяет оценить степени выраженности у школьника следующих способностей:

  1. Вычисления
  2. Лексика
  3. Эрудиция
  4. Зрительная логика
  5. Абстрактная логика
  6. Внимание

Блок Структура интеллекта

Рассмотрим подробнее содержание этих шкал.

Шкала «Вычисления»: хорошее умение оперировать числами в уме, производить счетные операции, выявлять закономерности в числовых рядах. Необходимо для технических и экономических профессий.

Шкала «Лексика»: большой объем словарного запаса, легкость его актуализации (возможность легко подбирать слова при общении с людьми, грамотно строить фразы). Необходима для гуманитарных профессий и профессий, связанных с общением с другими людьми.

Шкала «Эрудиция»: широкий кругозор и высокая общая осведомленность о разных сферах жизни, развитая познавательная активность. Необходима практически для всех профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Шкала «Зрительная логика»: хорошее пространственное и образное мышление, конструктивно-технические способности. Умение решать геометрические, конструкторские, дизайнерские задачи (мысленно повернуть объект, построить его проекцию на плоскость и т.д.). Необходима в технических и творческих профессиях (строитель, инженер, архитектор, фотограф, дизайнер).

Шкала «Абстрактная логика»: способность логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывание, мыслить на понятийном уровне. Необходима в научной деятельности, в юриспруденции, журналистике, психологии.

Шкала «Внимание»: умение концентрироваться на выполнении задания (даже в стрессовых условиях), развитые навыки самоконтроля и самоорганизации. Необходимо при выполнении работы монотонной и требующей высокой точности и концентрации внимания.

Блок «Личность»

Тип профессиональной деятельности должен совпадать с личностным складом, характерологическим типом. Скажем, общительным ребятам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым лучше не выбирать рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Блок «Личность» состоит из 45 вопросов-утверждений, ориентированных на выявление личностных качеств. Факторы этого блока основываются на Большой Пятерке (Big Five) личностных качеств, за исключением шкалы «Открытость опыту (обучаемость)». Данная структура личностных качеств показала свою состоятельность на отечественной выборке (А.Г. Шмелев, 2002). В комплексе «Профориентатор» эти факторы условно обозначаются как «Активность», «Согласие», «Самоконтроль» и «Эмоциональная стабильность».

Блок Личность

Шкала «Активность»: активность в общении с другими людьми (стремление знакомиться, завязывать связи, проявлять инициативу в общении, организовывать других на какое-нибудь дело). Энергичность, поиск новых впечатлений. В крайних проявлениях – гиперактивность, перевозбуждение. Важна для профессий, предполагающих частые контакты с множеством людей (журналистика, менеджмент, политика).
Слабая выраженность: необщительность, замкнутость, скромность в общении, предпочтение узкого круга большому количеству людей. В крайних проявлениях – закрытость, отгороженность от мира. Важна для профессий, требующих самостоятельной деятельности, в условиях ограниченного общения, при выполнении монотонной деятельности.

Шкала «Согласие»: склонность сотрудничать и соглашаться с другими, умение встать на точку зрения другого, посочувствовать, желание помочь. Желания другого рассматриваются как более важные, нежели свои собственные. В крайних проявлениях – конформизм, ведомость. Важно для профессий, связанных со сферой обслуживания, педагогикой, медициной.
Слабая выраженность: самостоятельность в выборе позиции, отстаивание собственной точки зрения. Индивидуализм, склонность полагаться на себя. Независимость и игнорирование желаний других людей. Трудности при работе в группе. В крайних проявлениях – конфронтация, эгоизм. Подходят профессии, предполагающие самостоятельную работу, вне коллектива, работа в условиях конкуренции.

Шкала «Самоконтроль»: умение организовать себя в пространстве и времени: пунктуальность, целенаправленность, склонность к планированию. Хорошо развит самоконтроль и волевые качества. В крайних проявлениях – педантизм, неумение расслабляться. Необходима в «знаковых» профессиях (библиотекарь, экономист, программист, переводчик, секретарь).
Слабая выраженность: импульсивность, отсутствие организованности, непоследовательность в достижении целей. Часто это сочетается с высокой оригинальностью мыслей и поступков и высокой переключаемостью с одного дела на другое. Способность отклониться от шаблона, развитое творческое начало. В крайних проявлениях – полная дезорганизованность выполнения деятельности. Подходит для творческих профессий и для работы в условиях неопределенности.

Шкала «Эмоциональная стабильность»: устойчивость в стрессовых ситуациях, способность сохранять хладнокровие, хорошая выдержка. В крайнем проявлении – «непробиваемость», эмоциональная холодность. Важна для профессий, связанных с риском для жизни и здоровья, при работе в постоянно изменяющихся или, наоборот, монотонных видах деятельности, а также при взаимодействии с другими людьми.
Слабая выраженность: чувствительность, тонкое переживание происходящих и предполагаемых событий, тревожность. В крайних проявлениях – эмоциональная дезорганизация деятельности. Подходит для профессий, требующих чуткости и тонкости восприятия (творчество, психология), не подходят монотонные виды деятельности.

Результаты тестирования

После прохождения комплексного тестирования по методике «Профориентатор» клиент получает распечатку результатов, куда входит индивидуальный профиль с результатами по каждой шкале, списки сходных профессий по различным критериям, интерпретации результатов по всем шкалам теста, а также информация по рекомендуемым развивающим (тренинговым) программам.

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Факторный профиль сравнивается с «идеальными» профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм.

Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение – 1) – сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем трем тестовым блокам.

На рисунке ниже представлен образец факторного профиля реального испытуемого.

Диагностический профиль

Рассмотрев подробно полученный профиль, консультант может ответить на многие вопросы:

  • какие профессии подходят на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера;
  • в каком направлении продолжить обучение;
  • в каких вузах можно получить соответствующее образование;
  • как выбрать школу или колледж;
  • как можно скорректировать выявленные тестом слабые стороны характера;
  • как развить «запущенные» сферы интеллекта;
  • в каких развивающих тренингах рекомендуется принять участие.
Рекомендуемые профили обучения

Профили обучения

Рекомендуемые профили обучения отражают общую профессиональную направленность школьника или абитуриента по 6 основным направлениям: технологическая сфера, физико-математическая сфера, естественнонаучная сфера, гуманитарная сфера, лингвистическая сфера, социально-экономическая сфера.

Профили обучения

По результатам тестирования испытуемые получают список профессий, максимально соответствующих их индивидуальным особенностям. Это возможно благодаря наличию так называемого списка сходных профилей профессий. На настоящий момент в данном списке находится около 90 наиболее распространенных профессий, отражающих основные направления образования и специализации абитуриентов. Этот список отражает содержание стандартного варианта «Профориентатора». Модифицированный вариант содержит только те специализации суза или вуза, которые соответствуют профилю обучения этого учебного заведения.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, школьнику или абитуриенту необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои индивидуальные психические свойства. Комплекс тестирования «Профориентатор» позволяет получить дифференцированное представление об уровне интереса к 8-ми сферам профессиональной деятельности, о выраженности 4-х ортогональных личностных качеств и об уровнях развития по 6-ти основным факторам умственной деятельности. Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим и средним специальным образованием.

РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ И ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ:
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
И КАРЬЕРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ПРОФКАРЬЕРА»

Краткое описание

«Профкарьера» – услуга, разработанная в ЦТР «Гуманитарные технологии» для профориентационного и карьерного консультирования молодых специалистов, студентов и выпускников вузов. Она включает в себя диагностику по одноименному компьютерному комплексу тестирования и постдиагностическое консультирование.

Возможности

«Профкарьера» позволяет определить:

  • какой тип карьерного развития позволит молодому специалисту максимально раскрыть свой потенциал (блок "Мотивация")
  • в какой организации ему лучше работать, какая позиция и должность подойдет ему в большей степени (блок "Профессиональные интересы")
  • какие специальности наиболее подходят ему по интересам и мотивации, способностям, личностному складу (списки сходных профилей отдельно по четырем блокам и общий сводный список)
  • на какие стороны интеллекта ему лучше положиться, какие имеет смысл активнее развивать (блок "Структура интеллекта")
  • в какой сфере деятельности он как специалист со своими личностными особенностями будет наиболее успешен и удовлетворен (блок "Личность")
  • какими жизненными ценностями он руководствуется, принимая решения о своем профессиональном будущем, и как они могут сказаться на дальнейшей жизни (блок "Жизненные установки")

Описание блоков

Рассмотрим теперь каждый из блоков комплекса «Профкарьера».

Блок "Жизненные установки" в краткой тестовой форме отражает три аспекта подхода к решению жизненных задач: творческая свобода, активная целеустремленность и ответственность или, проще говоря, триединство "хочу-могу-должен". Сочетание этих показателей позволяет определить индивидуальный стиль решения жизненных задач, профессиональных в том числе, выявить причины возможных трудностей в принятии решений.

Блок "Профессиональные интересы" диагностирует склонности к тому или иному типу должностных обязанностей. Определив профессиональные интересы, их соотношение, можно строить гипотезы о векторе карьерного развития (например, "управленческий" или "профессиональный").

Блок "Структура интеллекта" позволяет оценить степень выраженности основных интеллектуальных способностей, определить сильные и слабые стороны испытуемого, то, на что он может опираться в своей будущей профессиональной деятельности, и то, что при необходимости имеет смысл развить до нужного уровня.

Блок "Мотивация" диагностирует мотивационную направленность оптанта, определяет значимые и незначимые трудовые потребности и позволяет выявить оптимальный тип карьерного развития.

Блок "Личность" включает в себя шкалы личностных предпочтений, известных по теории личности К.Г.Юнга ("интроверсия – экстраверсия", "ощущение – интуиция" и др.), а также две дополнительные шкалы, оценивающие лидерский потенциал и степень достоверности протокола. Результаты теста позволяют нам определить личностные характеристики испытуемого, его предрасположенность к тем или иным видам деятельности.

Результаты тестирования

Основным результатом тестирования является шкальный профиль. На нем представлены баллы, которые набрал испытуемый по каждой шкале. Красные линии отделяют коридор средних значений, в который попадает большинство испытуемых. Чем больше результат по той или иной шкале выходит за границу средних значений, тем ярче выраженность соответствующего фактора.

Рис.3. Шкальный профиль.

Кроме шкального профиля испытуемый получает результаты в следующих форматах:

  • словесные интерпретации
  • круговые диаграммы
  • сходные профили
  • компетенции

Словесные интерпретации – это подробные описания значений, полученных испытуемым по каждому фактору.

Круговые диаграммы. В этом формате наглядно представлены результаты испытуемого по блокам "Мотивация", "Интересы" и "Личность".

Рис.4. Круговая диаграмма к блоку "Мотивация".
Пример мотивационной структуры испытуемого.

Рис.5. Круговая диаграмма к блокам "Интересы" и "Личность". Отражает соответствие интересов испытуемого и его потенциала.

Сходные профили – это список рекомендуемых должностных позиций, наиболее близких для испытуемого по результатам тестирования. Список сходных профилей испытуемого формируется для отчета из базы "идеальных профилей" специалистов путем сопоставления с ними шкального профиля испытуемого. Показателем степени близости профиля испытуемого к "идеальному профилю" является коэффициент сходства. Также сходные профили отражают наиболее близкие для него типы карьеры.

Рис.6. Фрагмент списка сходных профилей (типов карьеры) к блоку "Мотивация".

В отчете по комплексу «Профкарьера» представлены сходные профили как по отдельным блокам, так и по всему тесту. Ниже приведен пример списка сходных профилей по всему тесту, указывающий на наиболее перспективные для человека должностные позиции:

Рис.7. Фрагмент интегрального списка сходных профилей по всем блокам.

Кроме списка сходных профилей в отчете может быть представлен "идеальный профиль", с которым будут сравниваться результаты тестируемого. Он представляет собой графический профиль, наложенный на шкальный профиль тестируемого, и позволяет наглядно сравнить его результаты с некими эталонными показателями. К примеру, это может быть полезно для отбора лучших студентов для участия в том или ином проекте.

Рис.8. "Идеальный профиль" и реальный профиль испытуемого.

Компетенции. В комплексе «Профкарьера» реализована возможность представить баллы испытуемого по различным факторам в формате компетенций, описывающих особенности его поведения в определенных деловых ситуациях.

Рис.9. Результаты тестирования испытуемого в формате деловых компетенций.

Консультация: интеграция полученных данных

После тестирования психолог консультирует студента по его индивидуальным результатам. В беседе он обращает внимание оптанта на его личностные особенности и интересы, на сильные и слабые стороны, на конфликты и противоречия в результатах, если они есть, и размышляет вместе о путях их преодоления. Важно не только рассказать о значении каждого показателя, но и создать некий целостный образ студента, интерпретируя сочетания показателей по разным шкалам. Результаты тестирования интегрируются в беседе с той информацией, которую оптант сообщает о себе: история учебы, любимые занятия и увлечения, представление о себе и т.д.

Таким образом, комплекс тестирования «Профкарьера» позволяет:

  • составить целостный портрет молодого специалиста
  • выделить его сильные и слабые стороны
  • построить прогнозы карьерного развития
  • определить наиболее подходящие ему виды деятельности, позиции и специальности
  • обратить внимание на внутренние противоречия между складом личности, ценностями интересами и способностями и найти пути их разрешения

Заключение

Организация профориентационной работы в учебном заведении является не простым, но, несомненно, перспективным делом, которое в будущем может стать одной из основных составляющих учебной деятельности.

В целом концепция комплексной профориентации представляет собой последовательный мониторинг профессионального развития человека, начиная со школьной скамьи и заканчивая трудоустройством, а также оказание профориентационной помощи на каждом этапе этого развития с использованием соответствующих методов и инструментов.

В рамках данной статьи мы попытались дать пример такой системы в рамках среднего учебного заведения, которая позволяла бы, с одной стороны, помогать абитуриентам на этапе выбора профессиональной деятельности и ориентации в рамках специальностей самого учебного заведения, либо создание центра профориентации на его базе с использованием инструмента «Профориентатор». С другой стороны, эта система могла бы оказывать профориентационную помощь выпускникам суза в таких аспектах как трудоустройство и продолжение обучения, с использованием инструмента «Профкарьера». Такая целостная структура позволить оказывать мощную профориентационную поддержку обучающимся, обеспечивая тем самым, еще более качественный уровень самого обучения.




Статья опубликована на сайте Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ
http://teletesting.ru

Адрес статьи в Интернете:
http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=21