Выбираем будущую профессию. Эксперты Центра рассказали «РГ» о научном методе профориентации
Дата публикации: 13 сентября 2016

От выбора профессии зависит слишком много в жизни человека, поэтому подойти к данному вопросу следует с должным вниманием. Доктор психологических наук Александр Шмелев и президент ЦТР «Гуманитарные технологии» Алексей Серебряков побеседовали с корреспондентом «Российской Газеты» о профориентации.

Четырнадцатилетняя Катя хорошо рисует, хотела бы учиться на дизайнера. А вот мама сомневается: у дочки и с математикой хорошо, и с физикой. Так какую специальность, какой вуз лучше выбрать?
Школьный профориентационный тест оказался несерьезным. А вот в Центре тестирования и развития при МГУ девочка целый час отвечала на вопросы теста: по математике и русскому языку, на логику, об увлечениях и т.д. «Разнообразно, не занудно», - оценила Катя.

Методика «Профориентатор» была создана профессором факультета психологии МГУ доктором наук Александром Шмелевым и его коллегами еще в 90-е годы. И за это время помогла сделать правильный выбор не одному десятку тысяч школьников.

Александр Шмелев
профессор факультета психологии МГУ, доктор наук

- Мы занимаемся вероятностными прогнозами, - говорит Шмелев,научный руководитель центра. - Это серьезная математическая кухня, большой статистический материал.

Шмелев уже 40 лет занимается конструированием тестов, продвигая математическую тестологию - науку, в советские годы бывшую под запретом. Ее применение - основа точности методики. Если совсем просто, то основной принцип тестологии - в статанализе. Компьютер анализирует, как ответы распределяются на каждое задание, как они связаны с другими показателями - с баллами по тесту, с отметками, интересами и т.д. «Профориентатор» исследует интересы, таланты и особенности личности - из этих трех частей складывается объективный образ.

Допустим, ты хочешь быть бизнесменом, но можешь ли выполнить требования, которые предъявляет профессия? Надо, скажем, быстро считать в уме - в тесте есть измерение способностей к счету. Исследуется запас слов, речь. Выясняется эрудиция. Причем, как говорят специалисты, интеллект зачастую бывает важнее знания предмета: больше говорит о человеке. Поэтому в тесте обязательно есть задачи на способность решать головоломки - они связаны с возможностями «ручного» интеллекта.
Так выходят две проекции: что тебе интересно и что у тебя будет получаться. В какой части два списка совпадают - там и ищи свою профессию.

Но это еще не весь «Профориентатор». Второй составляющей, которая позволяет определять будущую профессию с точностью «до кластера», стал ее «идеальный» профиль. А именно: есть идеальные показатели для каждой из 128 основных профессий, заложенных в программу и востребованных в данный момент на рынке труда. В этом профиле - идеальный образ специалиста. Каких профессиональных и личных качеств у идеального, скажем, экономиста должно быть много, а каких мало, какие у него должны быть интересы... Каждый год профиль профессии обновляется. Результаты теста обрабатываются, параметры профиля сравниваются с пожеланиями абитуриента - и выдаются рекомендации и списки специальностей, рекомендуемых согласно качествам абитуриента, и - вузов, на которые с такими качествами обращать внимание.

Кстати, по данным экспертов, 70 процентов абитуриентов получили точную профориентацию и довольны выбором. Это результаты контрольной выборки: психологи центра отслеживают «своих» спустя несколько лет после тестирования. А вот среди тех, кто игнорировал тестирование и выбирал профессию наугад, довольных всего 12-15%.

В центр между тем приходят и мамы с пятилетними детьми.

- Для дошкольников у нас свои методики, упражнения, паззлы, мы даже одеваем детям нейро-шлемы, - рассказывает Алексей Серебряков, президент Центра. - Но мамы зря спешат: долгосрочный прогноз до 12 лет все равно не будет надежным.

...А что же Катя? Тест показал ее стремление создавать что-то в культурных сферах, но едва ли не выше этой креативности - потребность в общении, в работе с людьми. Налицо высокий уровень логики, богатый словарный запас. Сдержанное желание рисковать. Эмоциональность. Стремление к лидерству. Программа составила список подходящих сфер деятельности, а консультант последовательно разобрал с мамой и дочкой каждый пункт списка. Психология, тележурналистика, реклама, режиссура, дизайн... Рядом с профессиями - вузы, перечни экзаменов. И это прогноз, а не предсказание.

Алексей Серебряков
президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

- Пора отвыкать от мысли, что если ты выбрал востребованную профессию, получил диплом, то этого хватит на всю жизнь. Школьникам надо готовиться к тому, что пару раз им придется свою жизнь изменить. Опять учиться - не катастрофа, это нормально. И морально к этому готовые будут на коне.

По заказу минобрнауки мы проводили исследование по 40 регионам страны на тему: какие специалисты понадобятся компаниям в будущем. Но, к сожалению, даже крупные работодатели планируют не дольше чем на 5 лет вперед... Так что, глядя вперед на 10-15 лет, мы ориентируемся на западные тенденции. А они говорят о нескольких прорывных направлениях: будут, скажем, развиваться технологии, органическая химия, медицина. И наш научно-методический отдел занят разработкой программ развития компетенций, мобильности. Экзамен будущего неизбежно превратится в тестовое испытание способностей, а не знаний и навыков. И среди способностей главная - умение учиться новому и переучиваться, расставаться с устаревшими знаниями и навыками.

Источник: Российская Газета




Статья опубликована на сайте Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ
http://teletesting.ru

Адрес статьи в Интернете:
http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=35