Инновационные психодиагностические технологии как системный элемент организации профориентационной работы. Часть 1
Дата публикации: 08 июля 2008

Авторы статьи:

Алексей Серебряков Виталий Алтухов Ольга Иванова Евгения Орлова
Алексей Серебряков
Президент
ЦТР "Гуманитарные технологии"
Виталий Алтухов
Руководитель
научно-методического отдела
Ольга Иванова
Ведущий специалист
научно-методического отдела
Евгения Орлова
Психолог-разработчик


СОДЕРЖАНИЕ
  1. Введение
  2. Обзор проблем рынка труда и образования
  3. Обзор проблем самоопределения молодежи
  4. Развитие компетентностного подхода в образовании

ВВЕДЕНИЕ

В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многими авторами и исследователями с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок. Первая проблема носит социально - экономический характер, и связана с глобальными изменениями, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия, осознанием этих изменений и адекватностью существующих методов и концепции профориентации новым условиям жизни. Вторая проблема связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи. Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания необходимых специалистов и т.п. Третья проблема вытекает из первых двух и связана с недостатком практических наработок в данной области: как организационного характера по созданию системы профориентации, так и содержательного характера самой услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных коллег по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п., но для корректного применения этот опыт должен быть адаптирован под специфику нашей страны.

При этом, как ни парадоксально, именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни – вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения этого запроса со стороны психологической практики в рамках различных учреждений, в первую очередь – образовательных. Поэтому данная статья будет посвящена в первую очередь методам и технологиям, позволяющим системно решать проблемы профориентации как в организационном, так и в содержательном плане.

ОБЗОР ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ

В целом за последние 10-15 лет рынок труда претерпел значительные изменения. Пройдя периоды кризиса и глобальной реструктуризации, сейчас он представляет собой достаточно свободный экономический механизм, диктующий образованию зачастую свои условия. Давайте подробнее рассмотрим основные изменения, которые произошли за это время и попытаемся взглянуть на ситуацию, которая сейчас господствует на рынке труда, выделив основные события и факторы, их спровоцировавшие:

  1. Капитализация, приход западных компаний и смена приоритетов у населения. Западная культура и относительно свободный рынок оказали значительное влияние на процессы, происходящие в нашей стране, в том числе и на рынок труда. Работники стремятся быть более рациональными, готовы «продавать себя» и не считать это зазорным. Даже сами слова «карьера» и «карьерист» для многих теперь не имеют негативного оттенка, как это было раньше, а являются скорее настоящей ценностью для достижения. Успешность на рынке – плод личных усилий и опыта, а не полученных в институте теоретических знаний. С другой стороны, работодатели оценивают работника с точки зрения выгоды и той пользы, которую он может принести организации, – тут образование кандидата рассматривается просто как галочка, необходимая, но недостаточная. Никто не спрашивает – а что вы проходили в вузе? Все спрашивают – а что вы умеете делать, и как хотите развиваться? Здесь мы приходим к очень простому результату – образование как таковое, само по себе, на рынке уже не играет ключевой роли в трудоустройстве – потому что оно есть практически у всех. Гораздо важнее: опыт работы, умение справляться с поставленными задачами, личные качества и умения обучаться в процессе работы. Западная ценность – это эффективность, а в ситуациях, когда знания быстро устаревают, диплом о том или ином образовании не может быть гарантом эффективности его владельца.
  2. Развитие информационных технологий и появление новых профессий и специализаций. Вспомним, что лет 10 назад мы только знакомились с мобильными телефонами, интернет-технологиями, компьютерами вообще и другими чудесами современной техники. Сейчас для нас это обыденность, которая все равно не перестает удивлять постоянными новыми продуктами и технологиями. К тому же, мы постепенно перешли к обществу потребления, где ключевое условие существования – создавать, а потом покупать все новые виды товаров и услуг. Все это приводит и к появлению все новых специализаций, которые становятся все более востребованными – IT специалисты различного профиля, маркетологи и разработчики, трейдеры и игроки на биржах, специалисты по продажам и т.п. Но где этому учат? Зачастую, этому учит все тоже «рабочее место», но не учебное заведение. Бытует мнение, что само понятие профессии, тем более профессии «на всю жизнь» начинает устаревать. Во многом это связано с тем революционным скачком, который привнесли в нашу жизнь все те же информационные технологии, добавив перечень новых специализаций и кардинально изменив старые. Сейчас актуальнее говорить о выборе сферы деятельности, т.е. выборе того, где и кем вы будете работать, нежели о выборе профессии. Люди с различными профессиями работают в одной и той же сфере деятельности или отрасли, и важнее становится не полученное образование, а способность быстро адаптироваться к новым условиям и уметь постоянно обучаться. Об этом же говорит факт, что, согласно социологическим опросам, менее 30% выпускников находят работу по своей первой полученной специализации – но где же тогда работают оставшиеся 70%? Рассмотрим далее.
  3. Перекос в востребованных и невостребованных специальностях. Работают они зачастую во все тех же вышеуказанных сферах: продажи, финансы, IT-позиции, различные офисные виды работ, маркетинг и реклама – то есть в тех сферах, которые являются наиболее востребованными и оплачиваемыми в современных условиях. Государственный сектор, производство, узкие химические и физические специализации являются менее востребованными на российском рынке труда, но на них продолжают учиться и учить. Выходом для многих таких специалистов служит либо смена специализации (а зачем тогда учились), либо эмиграция за рубеж и в западные компании. Во многом это происходит из-за того, что рынок образования не всегда успевает за рынком труда. И в этом сосредоточен стимул к смене стиля работы учебного заведения – как звена адаптации молодежи к современным реалиям – переход от стремления удовлетворять только потребности государства к стремлению также удовлетворять потребности современной молодежи и рынка труда.
    Из вышеперечисленного можно сделать ряд выводов, которые будут иметь непосредственное отношение к рынку образования:
    • Следствие первое: структура образования не поспевает за потребностями рынка труда, и таким образом, за потребностями молодежи как потенциальных работников. Отсюда вопрос – зачем молодежи идти учиться, помимо соблюдения традиций и различных побочных выгод?
    • Следствие второе: наличие образования не является обязательным условием успешного трудоустройства и тем более, гарантом успешного построения карьеры. Собственно, ситуация здесь неоднозначна. С одной стороны, образование все-таки необходимо для нахождения хорошего места работы. Но ценность его условна, так как оно есть практически у каждого, а на его получение уходит порядка 3-7 лет. За то же время активные сверстники, пусть и не обучающиеся в учебном заведении, уже получают опыт работы, что для работодателя является более приоритетным. Или хотя бы сами студенты подрабатывают, не только из насущных потребностей, но понимая, насколько важен опыт. Здесь необходимо перейти к третьему следствию.
    • Следствие третье: для молодежи сейчас, прежде всего, актуальна конкурентоспособность учебного заведения, которая порождает их собственную конкурентоспособность на рынке труда. А она складывается не только из (а) уровня полученных знаний и (б) рейтинга конкретного учебного заведения среди работодателей, но и из (в) практической направленности обучения как развития необходимых и актуальных в будущей работе навыков и компетенций в процессе самой учебы, а также (г) активной работы учебного заведения по трудоустройству своих выпускников (или направления на дальнейшее обучение).

ОБЗОР ПРОБЛЕМ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Теперь попробуем взглянуть на ситуацию глазами самих абитуриентов, студентов и выпускников и понять, какие проблемы стоят перед ними и что волнует их в первую очередь.

Безусловно, сейчас мало кто из молодых людей не идет учиться в суз или вуз. Сейчас все получают среднее или высшее образование, это стало нормой и минимальной планкой, во всяком случае, в активно развивающихся регионах России. Это все равно, что учиться в школе. Во многом на это их толкают родители, для которых образование действительно является ценностью, но для молодежи – во многом формальностью. Интересно, каков процент людей, учащихся в сузе или вузе, но не интересующихся учебой? Во многом это происходит из-за того, что получаемое образование было выбрано не из желания или способностей самого абитуриента (многие задумываются о том, почему выбрали именно эту профессию уже после окончания учебы), а из ряда других мотивов (по знакомству, как друзья или родители сказали, популярность профессии и т.п.). Организация профориентационные процедур еще до поступления в учебное заведение поможет абитуриентам делать более адекватные выборы даже в рамках самого суза, и показывать затем более удовлетворительные себя и других результаты во время учебы.

При этом, многие молодые люди все таки заинтересованы в личном и профессиональном самоопределении. Благо, и возможности сейчас гораздо шире. Процессы индивидуализации, поиска своего места и своей стези затрагивают многих молодых людей (и не только их). Об этом свидетельствует и поток абитуриентов, которые приходят на профориентационные услуги в ЦТР «Гуманитарные Технологии» – порядка сотни каждые выходные. Их основные потребности – определение подходящей для себя профессии и места для ее получения – вуза. Это очень явная потребность, ведь, как было сказано выше, получение высшего образования – минимальная планка на сегодняшний день. Объединяет этих людей то, что они стремятся сделать правильный выбор – в целом, из соображений общей пользы, но в частности понимая цену ошибки. Она заключается в том, что, отучившись на не ту специальность, теряешь как минимум три-пять лет, а в современных условиях это очень большой срок.

Есть и скрытые потребности – например, возьмем выпускников учебного заведения. Их явная потребность – найти работу, трудоустроится. И здесь зачастую не стоит вопрос правильного выбора, а стоит вопрос любого устраивающего результата. Но работа не в том месте, не на тех позициях, пускай даже и в любимой профессиональной области – эта та же потеря времени, через которую проходит чуть ли не каждый выпускник, пару лет пытаясь найти свое место на рынке труда. При этом существует скрытая потребность в помощи адекватного трудоустройства, профессионального развития, или профориентации выпускников по вопросам построения карьеры. И здесь именно учебные заведения могут взять на себя ведущую роль, организовывая Центры карьеры и другие структуры профориентационной помощи для своих выпускников и активно помогая в формировании правильного выбора трудоустройства или дальнейшего обучение после окончания учебы. При этом такая работа в целом будет повышать конкурентоспособность суза не только как образовательного учреждения, но и организации, ведущей гибкую политику по взаимодействию с рынком труда и выращиванию востребованных специалистов по наиболее соответствующим им линиям и направлениям профессионального развития. Это уже профориентационная работа с абитуриентами, студентами и выпускниками, имеющая положительный эффект для молодежи (позволяя делать правильные выборы как до, так и после учебы), и для учебного заведения (повышая качество работы с учащимися, формируя более подготовленных к профессиональной жизни выпускников).

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

В необходимости адаптировать образование к существующим запросам рынка труда можно выделить еще одну важную тенденцию, имеющую непосредственное отношение к профориентации: все более важным в современных условиях труда становятся не столько знания человека (которые устаревают все быстрее и быстрее), сколько его потенциал и способность обучаться. Именно за потенциалом и «охотится» большинство нынешних работодателей, устремивших свое внимание на современных студентов. Важным становится компетентностный подход к обучению и оценке молодых специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения. Оптимальность данного подхода оправдывается также тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность – это потенциал. И, судя по выше обозначенным тенденциям, именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей (рис 1).

Рис.1. Значимость потенциала и профессиональных знаний для различных категорий работников

Поэтому проведение профориентационных мероприятий в образовательных учреждениях может стать мощным средством для реализации следующих задач:

  • Формирования трудового самосознания молодежи, адекватного представления о своем потенциале и сфере его приложения, рынке труда и т.п.
  • Подготовки молодых специалистов не только по профессиональному предмету обучения, но непосредственно самому процессу трудоустройства на работу.
  • Организации сотрудничества с организациями, заинтересованными в молодых специалистах и т.д.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ




Статья опубликована на сайте Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ
http://teletesting.ru

Адрес статьи в Интернете:
http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=8