Центр тестирования и развития
Гуманитарные технологии

(495) 504-3479, 642-2414
partner@teletesting.ru

Подписка на новости

Профориентация: кем стать


Rambler's Top100
 
ПРОФЭКСПЕРТ – экспертная система поддержки профконсультации



Авторы статьи:

Александр Шмелев Николай Страхов Ольга Иванова
Шмелев Александр Георгиевич
Профессор, доктор психологических наук,
научный руководитель
ЦТР «Гуманитарные технологии»
Страхов Николай Николаевич
Программист,
разработчик Windows-версии
системы ПРОФЭКСПЕРТ
Иванова Ольга Николаевна
Психолог, профконсультант,
специалист научно-методического отдела
ЦТР «Гуманитарные технологии»


Одним из методов постдиагностической работы с клиентом в практике профориентационной консультации является использование интерактивной системы ПРОФЭКСПЕРТ, разработанной в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Данная система позволяет: активно взаимодействовать с диагностическим профилем испытуемого, сравнивать его с различными профессиями, выбирать наиболее близкие и отсеивать наиболее неподходящие профессиональные сферы и специальности, прогнозировать последствия изменения профиля, а также получать справочную информацию о мире профессий, специальностей.

При разработке системы ПРОФЭКСПЕРТ авторы активно использовали опыт создания таких компьютерных экспертных систем как ТЕЗАЛ («Тезаурус автоматизированный личностный», см. Шмелев и др, 1988, 1989 ), а также ПЕРСОПЛАН (Шмелев, 1993).

Следует отметить, что система ТЕЗАЛ и по настоящее время находится на вооружении Центра «Гуманитарные технологии» (Windows-версия – Н.Н. Страхов, 2004-2006). И система ТЕЗАЛ, и система ПРОФЭКСПЕРТ предоставляют пользователю определенные средства интерактивного манипулирования диагностическими профилями, выраженными в терминах разных диагностических систем. Различие состоит в том, что ТЕЗАЛ при этом оперирует профилями, построенными путем экспертных оценок на базе прилагательных естественного языка (свыше 2000 прилагательных), а ПРОФЭКСПЕРТ – профилями, построенными на базе перечня профессий (первая версия 2006 года включает список из 80 наиболее популярных профессий).

Общее описание системы

Система ПРОФЭКСПЕРТ разработана с целью дополнения результатов профориентационного тестирования. Результаты испытуемого, прошедшего тестирование по методикам "Профориентатор", "Профкарьера", "Профконсультант" могут быть конвертированы в систему ПРОФЭКСПЕРТ, где они отображаются в виде трехблочной системы факторов (интересы (мотивы), способности, личностные качества), аналогичной исходным методикам. Однако в компьютерном варианте появляется возможность интерактивно работать с профилем: изменять показатели отдельных шкал, накладывать на них «идеальные» профили различных профессий, строить интегральные профили из нескольких профессий.

Основными структурными элементами системы ПРОФЭКСПЕРТ являются (см. рис. 1):
  1. Список профессий (левое верхнее окно программы). Данный список включает 80 наиболее распространенных специальностей высшего и среднего специального образования. При выборе из списка интересующей клиента профессии в верхнем поле появляется её краткое описание, а в центральной части окна – идеальный профиль данной профессии, который накладывается на реальный профиль испытуемого.
  2. Буфер профессий (левое нижнее окно программы). Данный буфер служит резервным источником идеальных профилей. Прежде всего он призван строить интегральные идеальные профили – в том случае, если клиента интересует несколько профессий и возможность их совмещения (например, нравятся профессии психолога и программиста).
  3. Шкальный профиль (центральное окно). Сетка для шкального профиля представляет собой 18-факторный список, соответствующий шкалам-факторам методик "Профориентатор", "Профкарьера" или "Профконсультант" соответственно (по вертикали), с возможностью изменения значений по шкале стенов (от 1 до 10 баллов, среднее – 5,5, стандартное отклонение – 2) – по горизонтали. В данных координатах располагается как реальный профиль испытуемого (трехцветный, в зависимости от степени выраженности исследуемого качества – ниже нормы/норма/выше нормы), так и идеальный профиль профессии из списка или группы профессий из буфера (отображается серым цветом). При наложении реального и идеального профилей сверху появляется значение коэффициента их сходства (оно может быть как положительным от 0 до 100 – для близких, подходящих профессий, так и отрицательным от 0 до -100 – для неподходящих профессий). Внизу, под профилем, отображается справочная информация по шкалам (степень выраженности и краткая интерпретация). Кроме того, справочная информация по специальностям и факторам выдается при правом клике мышкой на интересующий элемент и в самой нижней (информационной) строке окна.
  4. Список сходных профилей (правое окно программы). Данный список является основным с точки зрения результатов тестирования и взаимодействия с профилем. Он представляет профессии, проранжированные по степени сходства к реальному профилю. Таким образом, на верхних позициях оказываются самые близкие клиенту профессии, а внизу – самые отвергаемые, нежелательные. Список наиболее подходящих профессий выдается и при прохождении методик "Профориентатор", "Профкарьера" и "Профконсультант", однако здесь добавляется возможность менять «глубину» списка: либо сократить его до одной или нескольких самых близких профессий, либо, наоборот, расширить с целью анализа рейтинга всех профессий. В таком случае пользователь получает возможность узнать наименее желательные (противопоказанные ему) сферы деятельности, а также найти в списке интересующую его профессию и узнать её рейтинговый балл. При манипулировании с профилем испытуемого (повышении или понижении показателей отдельных шкал) данный список автоматически пересчитывается, профессии меняются местами, и испытуемый получает возможность наглядно видеть и анализировать последствия своих изменений.
Функции системы ПРОФЭКСПЕРТ

Система ПРОФЭКСПЕРТ разработана с целью выполнения следующих функций:
  1. Интерактивная визуализация диагностического профиля клиента профориентационной консультации

    Система ПРОФЭКСПЕРТ предъявляет в интерактивном режиме результаты психодиагностического тестирования по тестовым комплексам "Профориентатор",  "Профкарьера", "Профконсультант", сформированные в одной из субдиректорий на диске пользователя в открытом стандарте CSV-файла. В частности, эти результаты удобно формировать с помощью тестовой оболочки Maintest – основного инструмента тестирования, принятого в Центре «Гуманитарные технологии».Пользователи (консультант или сам клиент) могут активизировать мышкой непонятный для них элемент диагностического профиля (название фактора или субшкалы теста) и получить расшифровку этого фактора (и уровня его выраженности в каждом индивидуальном случае) в особом окне на экране.

  2. Интерактивное сравнение и измерение близости реального диагностического профиля и «идеального профиля» эффективного специалиста из избранной профессиональной группы

    Пользователь может активизировать из заданного (предустановленного в системе) списка профессий любую профессию, и «идеальный профиль», соответствующий избранной профессии, визуально совмещается на экране компьютера с диагностическим (реальным) профилем испытуемого. При этом пользователь может наглядно видеть, по каким факторам диагностический профиль совпадает (или близок) с идеальным, а по каким наблюдаются серьезные расхождения. При этом пользователь получает количественную оценку меры совпадения диагностического и идеального профиля в терминах модифицированного коэффициента корреляции (с условной средней).

  3. Автоматическое ранжирование профессий по степени их близости к диагностическому профилю

    ПРОФЭКСПЕРТ упорядочивает все профессии, введенные в систему, по близости соответствующих «идеальных профилей» текущему диагностическому (реальному) профилю. Тем самым консультант и клиент могут наглядно видеть, какие профессии из списка и в какой степени больше, а какие меньше подходят данному клиенту.
    Важная особенность: в отличие от тестовой системы «Maintest», ПРОФЭКСПЕРТ позволяет увидеть не только рекомендуемые профессии (верхушку списка по сходству), но и «противопоказания» – такие профессии, которые характеризуются фактически «противоположным» профилем качеств, по которым испытуемого ждет заведомая неудача в случае их выбора (или они требуют особых сверхусилий по освоению и адаптации).

  4. Проектирование изменений диагностического профиля

    Пользователи могут оперативно изменять диагностический профиль (с помощью простого интерфейса «тяни-бросай»), повышая или понижая в ходе умственного эксперимента значение определенных факторов. При этом программа мгновенно автоматически пересчитывает сходство со всеми «профессиями», заданными в системе и изменяется их порядок следования в «списке рекомендаций».

    Тем самым ПРОФЭКСПЕРТ позволяет увидеть:

    • Что произойдет, если в результате целенаправленного обучения (или развивающего тренинга) тестовые результаты испытуемого повысятся по соответствующему фактору – каковы будут новые профессии, на которые клиент сможет после этого реально претендовать.
    • Какие именно факторы следует изменить (повысить), чтобы на «верхушку» списка рекомендуемых профессий попала наперед заданная профессия, которая вызывает особый интерес у клиента.

  5. Предоставление справочной информации о профессиях и вузовских специальностях

    В удобном режиме (с помощью правой кнопки мышки) по любой профессии можно получить дополнительную справочную информацию, включая информацию об официальном наименовании и кодах вузовских специальностей.

  6. Расширение списка профессий и диагностических батарей

    В профессиональной комплектации ПРОФЭКСПЕРТ-Pro поддерживает инструментальный сервис, позволяющий самому пользователю без участия программиста дополнять список профессий (с соответствующими комментариями), а также видоизменять набор диагностических факторов, по которым происходит сличение индивидуальных (диагностических, реальных) и «идеальных» профилей. Хотя следует сделать специальную оговорку, что вторая задача (модификация диагностических факторов) требует выполнения трудоемкой работы по сбору данных.

  7. Обучение и аттестация профконсультантов

    Вторая версия системы ПРОФЭКСПЕРТ включает в себя два особых режима – «Тренинг» и «Экзамен». Профконсультанты могут с помощью режима «Тренинг» заучивать значения идеальных профилей для определенных профессий. В этом случае пользователь постоянно получает обратную связь о степени правильности своих оценок. А с помощью режима «Экзамен» можно проверить, насколько профконсультант подготовлен к работе. В этом случае нет текущей обратной связи, и лишь в конце сеанса «Экзамен» появляется общая оценка уровня точности сделанных оценок.
Метод построения системы  ПРОФЭКСПЕРТ

  1. Базовый набор диагностических факторов
    За основу был взят список из 18 факторов, относящихся к трем тестовым блокам (блоки «Интересы», «Способности», «Личностные качества» – см. более подробную информацию в соответствующей главе о методике "Профориентатор"). По желанию пользователя есть возможность менять список факторов (например, использовать набор диагностических факторов методики "Профкарьера" и "Профконсультант").

  2. Разработка базы идеальных профилей
    За основу базы идеальных профилей в ходе разработкисистемы ПРОФЭКСПЕРТ был взят список диагностических факторов из батареи «Профориентатор», а также список профессий, с которыми работает эта тестовая система (80 профессий).В сборе экспертных оценок приняли участие эксперты Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». В нескольких сериях экспертных оценок принимали участие свыше 20 экспертов. Каждый эксперт оценил по пятибалльной системе 80 профессий по 18 факторным шкалам (всего 80*18 = 1440 оценок).
    Оценочная процедура была реализована с помощью системы "Интернет-шкалирование" – авторизированном Интернет-сервисе ЦТР «Гуманитарные технологии». Эта система позволяет не только строить усредненные идеальные профили, но и рассчитывать степень статистической согласованности (скоррелированности) экспертных оценок. В случае низкой согласованности производилась работа по уточнению смысла диагностических факторов и психографического смысла оцениваемых профессий. Средний уровень согласованности для списка профессий колебался в интервале – от 0,6 до 0,85.
Анализ конкретного профиля

В качестве примера профориентационной работы с помощью системы "Профэксперт" рассмотрим результаты конкретного испытуемого.

Краткая характеристика испытуемого: Петров, 19 лет, получает высшее психологическое образование. Обдумывает варианты оптимального применения себя в рамках выбранной профессии или возможности получения второго высшего образования.

На рис. 1 представлены результаты тестирования испытуемого по методике "Профориентатор". Диагностический профиль представлен в центральном окне программы в виде 18-ти цветных полос, отходящих от центра в 5,5 стенов. Зеленые полосы отражают умеренные показатели по соответствующему фактору, синие – низкие значения, красные – высокие значения. Кроме того, результаты по шкалам, выраженные в числовом варианте (от 1 до 10 стенов) можно увидеть справа от каждого фактора.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 1.


По результатам тестирования можно видеть ведущие (яркие) показатели испытуемого:
  • высокий интерес к науке и знаку, отражающие интерес к исследовательской деятельности, любознательность, направленность на сбор и анализ информации, а также интерес к работе с текстами, формулами, таблицами, цифрами;
  • отсутствие интереса к работе в сфере искусства и художественного творчества, в социальной сфере при наличии большого количества контактов с другими людьми, нежелание работать с биологическими объектами и изучать естественные науки, а также предпочтение спокойных, нерискованных видов деятельности;
  • высокие показатели способностей по всем шкалам (без преобладания чисто гуманитарных или чисто технических способностей). Выявлен общий высокий потенциал обучаемости, определяющий успешность освоения любой (в том числе и наукоемкой) деятельности;
  • ярко выраженная интроверсия (нижний полюс шкалы «Активность»), определяющая необщительность, замкнутость испытуемого, его направленность на собственный внутренний мир;
  • высокое согласие, свидетельствующее о наличии таких качеств как дружелюбие, доверчивость, отзывчивость, неконфликтность, стремление к сотрудничеству;
  • высокий самоконтроль, показывающий организованность, целеустремленность, дисциплинированность испытуемого, его склонность к соблюдению правил и норм.
Испытуемый проявил умеренный интерес к работе с техникой и в сфере бизнеса, а также умеренную эмоциональную стабильность.
Краткие интерпретации по каждому фактору пользователь может прочесть внизу экрана при активизации мышкой интересующего фактора (на рис. 1 активной является шкала «Техника»).
Психолог-консультант совместно с испытуемым может разобрать более подробно значение каждого фактора, а также интерпретировать их сочетание.

После ознакомления с индивидуальными диагностическими результатами следует обратить внимание на правое окно программы. В данном окне представлен список из 80 профессий, проранжированных по степени сходства с диагностическими результатами. В верхней части списка представлены наиболее подходящие профессии для данного испытуемого, исходя из его интересов, способностей и личностных качеств. В нижней части – наименее близкие, или противопоказанные, профессии.Для испытуемого Петрова наиболее близкими оказались такие профессии как «программист», «информационные системы в экономике», «социолог-статистик», «экономист» и далее по списку (см. рис. 1). Коэффициент сходства диагностического профиля испытуемого с «идеальным» профилем для каждой профессии отображается в данном списке слева от профессии. Чем ближе этот коэффициент к 100, тем более подходящей оказывается профессия. Так, для профессии «программист» коэффициент сходства составляет 74,6.
Наименее близкими оказались профессии «тренер-преподаватель по спорту», «бармен-официант», «фото-видео-оператор» и др. (см. рис. 2). В данном случае коэффициенты сходства становятся ближе к -100 (т.е. приближаются к противоположному полюсу).

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 2.


Получив данные результаты, испытуемый заинтересовался вопросом о степени близости для него профессии психолога (той профессии, по которой он в настоящий момент получает высшее образование), ведь изначально, приходя на консультацию, его интересовал вопрос правильности своего профессионального выбора и возможности лучшего применения своих способностей либо в рамках профессии, либо вне ее.
С целью сравнения идеального профиля «психолога» и реального диагностического профиля, консультант выбирает соответствующую профессию в левом окне, представляющем собой список 80 профессий, расположенных в алфавитном порядке. Однократное нажатие левой кнопкой мыши на профессию отображает её идеальный профиль поверх диагностического профиля (отображается серыми, более тонкими линиями в сетке факторов). Таким образом, испытуемый получает возможность наглядно проанализировать своё расхождение или сходство с выбранной профессией, получить краткую справочную информацию по профессии (верхняя строка, над фамилией испытуемого) и узнать в числовом выражении степень своего сходства с профессией (см. рис. 3).

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 3.


Основные расхождения испытуемого с профессией психолога-консультанта: прежде всего отсутствие интереса к общению и активной работе с людьми, ярко выраженная интроверсия, отсутствие интереса к изучению естественных наук и работе с биологическими объектами, предпочтение работы со знаковыми объектами (структурированной информацией, вместо реальных людей). Более подробно испытуемый и консультант могут совместно разобрать каждую шкалу. В целом, коэффициент сходства испытуемого с профессией психолога-консультанта – положительный и составляет 19,5.
С целью повышения коэффициента сходства (и, соответственно, степени удовлетворенности выбранной профессией) испытуемому можно рекомендовать развитие прежде всего в социальных областях (тренинги личностного роста, развитие коммуникативной компетентности). Система Профплан позволяет прогнозировать изменения: например, изменяя показатели испытуемого по шкалам «Общение» и «Активность» в сторону их повышения (как результат развивающих тренингов или саморазвития испытуемого) можно наглядно увидеть, как пересчитывается коэффициент сходства с интересующей профессией (строка над профилем) и как пересчитывается и перегруппируется список подходящих профессий (правое окно программы). В данном случае мы видим, что с указанными изменениями коэффициент сходства с профессией «психолог-консультант» повысился до 30.0, а в списке профессий в верхние строчки попали более «социальные» профессии, чем прежде (см. рис. 4).
При внесении любых изменений в диагностический профиль, рядом с фамилией испытуемого (в строке над профилем) возникает комментарий «изменён», а исправленные шкалы подсвечиваются светло-зеленым цветом. Вернуть профиль в исходное состояние можно с помощью функции меню «Профиль / Восстановить текущий реальный профиль» или с помощью второй функциональной иконки на панели над профилем.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 4.


В процессе консультации испытуемый выражает интерес также и к другим профессиям, подумывая о получении второго высшего образования. В частности, в качестве одного из вариантов испытуемый Петров называет получение образования в сфере журналистики. В процессе сопоставления диагностических результатов с «идеальным» профилем журналиста возникает много расхождений, вплоть до противоположной направленности по большей части шкал (коэффициент сходства = - 14.8) (см. рис. 5). При прояснении мотивов выбора данной специальности консультант выясняет, что наиболее привлекательные моменты в работе журналиста для Петрова – это возможность собирать и анализировать информацию, писать и править тексты, то есть его в большей степени интересует научно-аналитическая, а не собственно журналистская работа (при нежелании активно контактировать с людьми, конкурировать, соперничать, жестко отстаивать свои интересы). Разобрав расхождения с профессией журналиста и мотивы её выбора, испытуемый понимает неадекватность такого запроса и отказывается от идеи получения высшего образования в сфере журналистики.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 5.


Однако Петрова продолжает интересовать возможность наиболее полной реализации себя в рамках той профессии, которую он уже активно осваивает (психология). Анализируя список самых подходящих для него профессий, Петров заинтересовывается профессиями «программист», «информационные системы в экономике» и «социолог-статистик» и подчеркивает в беседе с консультантом свой интерес к информационным технологиям, математике и логике, однако сожалеет об отсутствии специального образования в этих сферах. При этом Петров не хотел бы окончательно отказываться от работы в сфере психологии, которая интересует его прежде всего с познавательной точки зрения, а также с точки зрения смысла работы (помощь людям в самопознании и развитии).

Для анализа сочетания нескольких профессий консультант переносит в буфер (нижнее левое окно) профессию реальную (психолог) и желаемую (программист). В результате отображаемый идеальный профиль представляет собой среднее между анализируемыми профессиями, и пользователи обращают внимание на то, что коэффициент сходства испытуемого с данной «интегральной» профессией повышается по сравнению как с профессией «психолога-консультанта», так и с профессией «программиста», и составляет 80.2 (см. рис. 6). Кроме того, заметно, что в таком случае нет существенных расхождений между особенностями испытуемого и требованиями «интегральной» профессии.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 6.


В завершение беседы испытуемый и консультант находят оптимальные варианты сочетания выбранных специальностей, с учетом базового психологического образования. Такими вариантами оказывается реализация Петровым себя в сфере прикладной научной психологии, в частности, в сфере психодиагностики и тестологии, а также получение дополнительного образования по специальности «информационные технологии в психологии».

Литература

  • Шмелев А.Г., Похилько В.И. ТЕЗАЛ – Автоматизированный тезаурус личностных черт. – Информатика и образование, 1988, с. 68-69.
  • Шмелев А.Г., Похилько В.И. Козловская-Тельнова А.Ю. Тезаурус личностных черт как универсальное средство информационного обеспечения психодиагностики. – В кн. Активизация личности в системе общественных отношений. – Тезисы съезда общества психологов. – М: 1989, с.25.-29.
  • Шмелев А.Г. Персоплан – психотехнический инструмент жизненного выбора. – В кн. Lifeline и другие. Новые методы психологии жизненного пути. Под ред. А.А.Кроника. – М: Прогресс, 1993, с.96-106.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

[ Статьи из раздела Профориентационные методы | Все статьи ]

Страница для печати Послать эту статью другу
© 2008—2018 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
(495) 504-34-79, 642-24-14; partner@teletesting.ru
Разработка сайта Компания GlobeWeb