Центр тестирования и развития
Гуманитарные технологии

(495) 504-3479, 642-2414
partner@teletesting.ru

Подписка на новости

Профориентация: кем стать


Rambler's Top100
 
Общественность и педагоги провели совместный семинар



Автор статьи: Хлебникова Т.М., руководитель Регионального Представительства ЦТР "Гуманитарные технологии"
НОУ «Наша Школа»

Серьезный и важный разговор вели педагоги Ленинского, Октябрьского и Дзержинского районов г. Новосибирска на семинаре «Воспитание гражданской позиции средствами предпрофильной и профильной организации учащихся» в рамках общегородского межотраслевого семинара-совещания «Сфера образования-базовый ресурс стратегической безопасности страны в XXI веке. Проблемные вопросы и конструктивные ответы». Семинар был организован Фондом образовательных технологий, государственным образовательным учреждением школой-лабораторией мыследеятельностного и деятельностного содержания образования «Наша Школа», Региональным Представительством Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии», МБОУ СОШ № 20 города Новосибирска 10 апреля 2009 года.

Участники семинара, а это заместители директоров по НМР, педагоги-психологи, классные руководители, сотрудники Регионального центра тестирования МГУ «Наша Школа», представители общественности обсудили проблему организации профориентационной работы в современных условиях и вопрос, как воспитать у ребят гражданскую позицию средствами этой работы. Попытались совместно найти ответы на вопросы: Почему не получается, почему топчемся на месте? Казалось создаются новые структуры, вводятся ставки и дополнительные часы, «а воз и ныне там». Почему школа не может подготовить молодого человека, который осознано выберет профессию и будет полезен себе и Отечеству.
Вступительное слово на семинаре было предоставлено директору НОУ «Наша Школа» - школы-лаборатории мыследеятельностного и деятельностного содержания образования Валерию Анатольевичу Николаеву. В частности он сказал: «Достаточно проведено работы, результаты которой определяются как положительные факторы тех изменений, которые произошли и происходят в сфере образования в последние годы. Их характер сориентирован на решение традиционных проблем, с преодолением которых связывают благополучие образования настоящего и будущего: поиск и внедрение новых форм и организация структур образования, ликвидация таких состояний как хроническое недофинансирование оборудования, старение материально-технической базы, внедрение новых форм распределения бюджетов, информатизация и т.п. Несомненно, все это имеет свои плюсы. Вместе с тем необходимо отметить, что эти мероприятия — мероприятия организационных нововведений - это мероприятия вчерашнего дня. Сегодня настало время концентрировать энергию ресурса не только и не столько на организационные нововведения, сколько на изменения по существу — в содержании и технологиях образования, подготовке кадров и подготовке научных исследований и разработок».

Участники семинара пришли к выводам:
  • профориентационная работа в школах ведется эпизодически и не в системе, она не может дать результат;
  • в современной системе образования отсутствуют средства и механизмы взаимодействия всех структур, которые работают в этом направлении;
  • содержательный аспект профориентационной работы строится на материале, а не на механизмах и средствах;
  • не используется принцип научности: учителя практики строят свою работу интуитивно и кто как может.
Практику современного подхода к профориентационной работе представила МБОУ №20 и НОУ «Наша Школа». Участникам семинара был представлен материал, наработанный в форме социального партнерства Регионального центра тестирования МГУ «Наша Школа» и МБОУ СОШ № 20. На семинаре рассмотрели следующие вопросы:
  1. Анализ полученных результатов профтестирования как условие проектирования деятельности школы.
  2. Возможности использования результатов профтестирования учащихся в деятельности образовательного учреждения как условие самоопределения личности учащегося.
  3. Возможности использования результатов профтестирования учащихся в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Основу профориентационной работы школы № 20 составляет аналитический материал, полученный в результате профтестирования и который позволяет спланировать необходимую воспитательную и учебную работу с учащимися. Педагог-психолог школы № 20 Подкорытова Алена Геннадьевна представила в своем сообщении опыт формирования групп на тренинги, работы с классными руководителями, использования материала профтестирования в учебной деятельности на принципе личностно-ориентированного обучения.

Заместитель директора по НМР СОШ № 20 Коломина Татьяна Эдуардовна отметила, что сотрудничество со специалистами Центра позволяет вывести профориентационную работу в ОУ на новый качественный уровень. Диагностический материал позволяет развернуть работу с учащимися, основываясь на личностно-ориентированном подходе.

Специалист РПЦТ «Наша Школа» Алена Геннадьевна Трухачева, психолог-профконсультант, отметила, что основной областью задач любой педагогической деятельности является создание условий для определенной деятельности. Задача тестирования и профконсультирования предоставляет максимум информации для ответственного выбора старшеклассником направления своего профессионального поиска. Важным условием ответственного отношения учащегося, его родителей и педагогов является прозрачность и понятность результатов тестирования. Для учеников это материал для самоанализа: соотнесение проявленных интересов, уровня сформированности параметров интеллектуального развития, личностных качеств и предложенных тестом областей будущего профессионального самоопределения. Таким образом, задача профконсультации – показать старшекласснику и родителям, как использовать полученные результаты, скорее не для самого профопределения, а для понимания того, что ты представляешь собой как потенциальный претендент на профессию на данный момент, а главное, чему ещё нужно научиться, что в себе изменить, чтобы соответствовать предложенному направлению. Анализируя результаты тестирования и проводя профконсультации, можно утверждать, что для значительной части старшеклассников результаты тестирования являются неожиданным несовпадением между их притязаниями и реальными возможностями, выявленными тестом.

Выступающие отметили необходимость изменения подхода к существующей системе профориентационной работы как в школах, так и в управленческих структурах. Школы должна развиваться в соответствие с сетевым принципом. Объединяться надо не под одной крышей, а под одной идеей — уверены участники семинара. Как показывает опыт развитых стран, наиболее эффективной формой реализации интересов заинтересованных групп является создание онлайнового сообщества. И педагоги понимают необходимость объединиться в творческую группу единомышленников под идею современной технологии профориентационной работы, которая воплощалась бы в системе практико-ориентированных семинаров, создании и проведении педагогических мастерских, работе в них на основе аналитических материалов, с возможностью выявлять причины несрабатывания методов работы.В рамках семинара прошел круглый стол по теме «Повышение эффективности социального партнерства в рамках предпрофильной и профильной организации учащихся. Современные требования и новые механизмы».

Головлева Лидия Владимировна, заместитель директора школы № 171, отметила, «что в настоящее время придумывают новые формы организации профориентационной работы, открывают новые структуры, но суть остается та же. Пора задуматься о содержании, а не формах и структурах. Можно закрыть УПК и создать новую структуру, а что дальше? Правильно построенная профориентационная работа в школах даст больше пользы, чем занятия в различных центрах профориентационной работы. Со школами эти структуры практически не работают в системе; не говоря уже о принципе научности, работа носит эпизодический характер. А с нас спрашивают эту работу, но нам сложно, не хватает профессиональных знаний и методов организации такой работы. Сегодняшняя педагогическая встреча - это начало нового, другого подхода к решению этой проблемы. Становится понятно, что не надо ждать, а надо работать, и образец такой работы показан на семинаре».

Согласившись с тем, что работа ведется эпизодически и классные руководители работают не в системе, обсуждение продолжила Ващенко С.В, заместитель директора по НМР СОШ № 50. Она подчеркнула важность состоявшегося разговора и поддержала инициативу создания группы педагогов, которые «обсуждали бы вопросы профориентационной работы вместе, а не закрывались друг от друга» и предложила пригласить на следующую встречу руководство.

Педагог-психолог гимназии № 15 Дзержинского района и заместитель директора по ВР СОШ № 11 Октябрьского района Демкина Марина Анатольевна отметили необходимость создания в каждом районе мастерской педагогов по профориентационной работе, но не для отчетов, а для плодотворной деятельности и предложили на базе своих школ провести подобные семинары.

Ноздренко Елена Александровна, педагог-психолог школы №92, отметила то, что современные родители заинтересованы в совместной деятельности школы и семьи в развитии личности ребенка, в том числе и в профессиональном самоопределении подростка.

На круглом столе отметили такую важную составляющую профориентационной работа с ребятами как построение работы в рамках социального партнерства.

Руководитель Регионального центра тестирования «Наша Школа» Хлебникова Татьяна Михайловна привела результаты социологического опроса, проводимого в ряде школ, которые показали, что 83% родителей заинтересованы и нуждаются в помощи специалистов для профориентации их ребенка. «Профориентационная работа — это целенаправленная совместная деятельность в рамках социального партнерства школы, родителей, общественности. Полученные материалы тестирования в нашем Центре по желанию ребенка или его представителя могут использоваться в работе как классными руководителями, учителями-предметниками, так и родителями».

В заключении круглого стола участники семинара предложили организовать на базе НОУ «Наша Школа», школы-лаборатории мыследеятельностного и деятельностного содержания образования, систематическое проведение предметных семинаров по организации профориентационной работы и мастерскую педагогической практики, с целью использования технологии профориентационной работы, представленную на семинаре специалистами Регионального центра тестирования МГУ «Наша Школа» (директор В.А. Николаев, руководитель и автор проекта «Выбор», Т.М. Хлебникова) и МБОУ № 20 (директор Т.П. Федорчук, заместителем по НМР Т.Э. Коломина).

«Часто, говоря о недостатках существующей системы, мы сваливаем всю вину на министерства, федеральные агентства, отдельных чиновников, — сказал член Общественной палаты Абубакир Тамбиев, Первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы РФ. — Граждане же в большинстве случаев не участвуют в происходящих процессах». Не согласны с таким мнением участники семинара и уверены, что за счёт конструктивной и содержательной работы по созданию полипрофессиональных сообществ проблемные темы образования будут раскрываться, а сами проблемы эффективно решаться.

Была бы воля одних и других!

[ Статьи из раздела Региональные представительства ЦТР обмениваются опытом | Все статьи ]

Страница для печати Послать эту статью другу
© 2008—2017 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
(495) 504-34-79, 642-24-14; partner@teletesting.ru
Разработка сайта Компания GlobeWeb