Центр тестирования и развития
Гуманитарные технологии

(495) 504-3479, 642-2414
partner@teletesting.ru

Подписка на новости

Профориентация: кем стать


Rambler's Top100
 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА Интерактивная профориентационная экспертная система Профэксперт

Данная система разработана с целью поддержки профконсультационной работы педагогов и психологов высших и средних учебных заведений, сотрудников центров карьеры вузов.

Система совместима с тестовыми комплексами "Профориентатор", "Профкарьера", "Профконсультант", "Профмастер" и включает обновленные и расширенные списки профессий. Вы сможете использовать систему "Профэксперт" для работы с любым из вышеуказанных тестов в зависимости от возраста целевой аудитории и задач диагностики.


Программа позволяет:
  • активно взаимодействовать с диагностическим профилем испытуемого;
  • сравнивать его с различными профессиями;
  • выбирать наиболее близкие и отсеивать наиболее неподходящие профессиональные сферы и специальности;
  • прогнозировать последствия изменения профиля;
  • получать справочную информацию о мире профессий и специальностях обучения;
  • обучать психологов-профконсультанотов работе с диагностическими комплексами.

Тестовый комплекс Профэксперт

Стоимость системы:
Базовая цена лицензии на одного пользователя - 20 000 рублей.
На каждую последующую лицензию предоставляется скидка 50%, и стоимость составляет 10 000 рублей на одного пользователя.

Организациям, представители которых прошли обучение на семинаре "Профориентационная диагностика и консультирование", предоствляется скидка 50% на приобретение первой лицензии, стоимость последующих лицензий составляет 10 000 рублей на одного пользователя.

СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • Русскоязычная операционная система семейства MS Windows 95/98, Windows 7, Windows 8, ME, NT, 2000, XP, 2003, Vista
  • Процессор Intel Pentium, Celeron c частотой 600 MHz и выше
  • 256 Мб свободной оперативной памяти
  • Минимальное разрешение экрана монитора - 800*600 пикселей (рекомендуется 1024х768)
  • CD-ROM (для установки программы с диска)
  • Исправный USB-порт для подключения электронного ключа защиты
Общий вид программы

ПРОФЭКСПЕРТ: интерактивная профориентационная экспертная система

Функции системы "Профэксперт"
  • Интерактивная визуализация диагностического профиля клиента профориентационной консультации.
    Программа предъявляет в интерактивном режиме результаты психодиагностического тестирования по тестовым батареям "Профориентатор", "Профкарьера", "Профконсультант" и "Профмастер". Пользователи (консультант или сам клиент) могут активизировать мышкой непонятный для них элемент диагностического профиля (названия фактора или шкалы теста) и получить расшифровку этого фактора (и уровня его выраженности в каждом индивидуальном случае) в особом окне на экране.

  • Интерактивное сличение и измерение близости диагностического профиля и "идеального профиля" эффективного профессионала из избранной профессиональной группы.
    Пользователь может активизировать любую профессию из имеющегося списка и увидеть соответствующий ей "идеальный профиль", который визуально совмещается на экране компьютера с диагностическим (реальным) профилем испытуемого. При этом пользователь может наглядно видеть, по каким факторам диагностический профиль совпадает (или близок) с идеальным, а по каким наблюдаются серьезные расхождения. При этом пользователь получает количественную оценку меры совпадения диагностического и идеального профиля.

  • Автоматическое ранжирование профессий по близости к диагностическому профилю.
    Программа упорядочивает все профессии, введенные в систему, по близости соответствующих "идеальных профилей" текущему диагностическому (реальному) профилю. Тем самым консультант и клиент могут наглядно видеть, какие профессии из списка и в какой степени больше, а какие меньше подходят данному клиенту.
    Важная особенность: в отличие от тестовой системы Maintest, Профэксперт позволяет увидеть не только рекомендуемые профессии (верхушку списка по сходству), но и "противопоказания" - такие профессии, которые характеризуются фактически "противоположным" профилем качеств, по которым испытуемого ждет заведомая неудача в случае их выбора (или они требуют особых сверхусилий по освоению и адаптации).

  • Проектирование изменений в профиле испытуемого.
    Пользователи могут оперативно изменять диагностический профиль, экспериментируя со значениями определенных факторов (повышая или понижая их). При этом программа мгновенно автоматически пересчитывает сходство со всеми "профессиями", заданными в системе и изменяется порядок их следования в "списке рекомендаций". Тем самым "Профэксперт" позволяет увидеть:
    а) Что произойдет, если в результате целенаправленного обучения (или развивающего тренинга) тестовые результаты испытуемого повысятся по соответствующему фактору - каковы будут новые профессии, на которые клиент сможет после этого реально претендовать.
    б) Какие именно факторы следует изменить (повысить), чтобы на "верхушку" списка рекомендуемых профессий попала наперед заданная профессия, которая вызывает особый интерес у клиента.

  • Предоставление справочной информации по профессиям и специальностям.
    В удобном режиме (с помощью правой кнопки мышки) по любой профессии можно получить дополнительную справочную информации, включая краткую характеристику профессии и информацию об официальном наименовании вузовских специальностей, ведущих подготовку по данной профессии.

  • Подготовка профориентаторов-консультантов (в режиме тренинга и экзамена).
    Профконсультанты с помощью режима "Тренинг" могут заучивать значения идеальных профилей для определенных профессий. В этом случае пользователь постоянно снабжается обратной связью о правильности-неправильности своих оценок. А с помощью режима "Экзамен" можно проверить, насколько профконсультант подготовлен к работе. В этом случае нет текущей обратной связи, и лишь в конце сеанса "Экзамен" появляется общая оценка уровня точности сделанных оценок.
История создания

Первая версия системы создана в 2006 году, в 2007 вышла обновленная версия. При создании системы "Профэксперт" разработчики активно использовали опыт создания таких компьютерных экспертных систем как: "ТЕЗАЛ": Тезаурус автоматизированный личностный (Шмелев и др., 1988, 1989), а также "Персоплан" (Шмелев, 1993).

В 2008 году ЦТР “Гуманитарные технологии” выпустил новую версию программы, в которую вошли все три основные факторные системы, с которыми работает наш Центр: "Профориентатор", "Профкарьера", "Профконсультант", а также обновленные и расширенные списки профессий для данных факторных систем.

В 2014 году вышло очередное обновление программы. Теперь в «Профэксперт» также входит система «Профмастер», а списки остальных систем расширены и обновлены в соответствии с обновлениями в методиках Центра.

Разработчики:
Шмелев А.Г. - доктор психологических наук, профессор, научный руководитель ЦТР "Гуманитарные технологии"
Страхов Н.Н. - программист-разработчик ЦТР "Гуманитарные технологии"
Иванова О.Н. - психолог-разработчик, специалист научно-методического отдела ЦТР "Гуманитарные технологии"

Публикации:
Шмелев А.Г., Страхов Н.Н., Иванова О.Н. "Профэксперт - экспертная система компьютерной поддержки профориентационной консультации" // Психологическая диагностика. № 2, 2006.

Пример практической консультационной работы с помощью системы "Профэксперт"


Анализ конкретного профиля

В качестве примера профориентационной работы с помощью системы "Профэксперт" рассмотрим результаты конкретного испытуемого.

Краткая характеристика испытуемого: Петров, 19 лет, получает высшее психологическое образование. Обдумывает варианты оптимального применения себя в рамках выбранной профессии или возможности получения второго высшего образования.

На рис. 1 представлены результаты тестирования испытуемого по методике "Профориентатор". Диагностический профиль представлен в центральном окне программы в виде 18-ти цветных полос, отходящих от центра в 5,5 стенов. Зеленые полосы отражают умеренные показатели по соответствующему фактору, синие – низкие значения, красные – высокие значения. Кроме того, результаты по шкалам, выраженные в числовом варианте (от 1 до 10 стенов) можно увидеть справа от каждого фактора.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 1.


По результатам тестирования можно видеть ведущие (яркие) показатели испытуемого:
  • высокий интерес к науке и знаку, отражающие интерес к исследовательской деятельности, любознательность, направленность на сбор и анализ информации, а также интерес к работе с текстами, формулами, таблицами, цифрами;
  • отсутствие интереса к работе в сфере искусства и художественного творчества, в социальной сфере при наличии большого количества контактов с другими людьми, нежелание работать с биологическими объектами и изучать естественные науки, а также предпочтение спокойных, нерискованных видов деятельности;
  • высокие показатели способностей по всем шкалам (без преобладания чисто гуманитарных или чисто технических способностей). Выявлен общий высокий потенциал обучаемости, определяющий успешность освоения любой (в том числе и наукоемкой) деятельности;
  • ярко выраженная интроверсия (нижний полюс шкалы «Активность»), определяющая необщительность, замкнутость испытуемого, его направленность на собственный внутренний мир;
  • высокое согласие, свидетельствующее о наличии таких качеств как дружелюбие, доверчивость, отзывчивость, неконфликтность, стремление к сотрудничеству;
  • высокий самоконтроль, показывающий организованность, целеустремленность, дисциплинированность испытуемого, его склонность к соблюдению правил и норм.
Испытуемый проявил умеренный интерес к работе с техникой и в сфере бизнеса, а также умеренную эмоциональную стабильность.
Краткие интерпретации по каждому фактору пользователь может прочесть внизу экрана при активизации мышкой интересующего фактора (на рис. 1 активной является шкала «Техника»).
Психолог-консультант совместно с испытуемым может разобрать более подробно значение каждого фактора, а также интерпретировать их сочетание.

После ознакомления с индивидуальными диагностическими результатами следует обратить внимание на правое окно программы. В данном окне представлен список из 80 профессий, проранжированных по степени сходства с диагностическими результатами. В верхней части списка представлены наиболее подходящие профессии для данного испытуемого, исходя из его интересов, способностей и личностных качеств. В нижней части – наименее близкие, или противопоказанные, профессии. Для испытуемого Петрова наиболее близкими оказались такие профессии как «программист», «информационные системы в экономике», «социолог-статистик», «экономист» и далее по списку (см. рис. 1). Коэффициент сходства диагностического профиля испытуемого с «идеальным» профилем для каждой профессии отображается в данном списке слева от профессии. Чем ближе этот коэффициент к 100, тем более подходящей оказывается профессия. Так, для профессии «программист» коэффициент сходства составляет 74,6.
Наименее близкими оказались профессии «тренер-преподаватель по спорту», «бармен-официант», «фото-видео-оператор» и др. (см. рис. 2). В данном случае коэффициенты сходства становятся ближе к -100 (т.е. приближаются к противоположному полюсу).

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 2.


Получив данные результаты, испытуемый заинтересовался вопросом о степени близости для него профессии психолога (той профессии, по которой он в настоящий момент получает высшее образование), ведь изначально, приходя на консультацию, его интересовал вопрос правильности своего профессионального выбора и возможности лучшего применения своих способностей либо в рамках профессии, либо вне ее.
С целью сравнения идеального профиля «психолога» и реального диагностического профиля, консультант выбирает соответствующую профессию в левом окне, представляющем собой список 80 профессий, расположенных в алфавитном порядке. Однократное нажатие левой кнопкой мыши на профессию отображает её идеальный профиль поверх диагностического профиля (отображается серыми, более тонкими линиями в сетке факторов). Таким образом, испытуемый получает возможность наглядно проанализировать своё расхождение или сходство с выбранной профессией, получить краткую справочную информацию по профессии (верхняя строка, над фамилией испытуемого) и узнать в числовом выражении степень своего сходства с профессией (см. рис. 3).

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 3.


Основные расхождения испытуемого с профессией психолога-консультанта: прежде всего отсутствие интереса к общению и активной работе с людьми, ярко выраженная интроверсия, отсутствие интереса к изучению естественных наук и работе с биологическими объектами, предпочтение работы со знаковыми объектами (структурированной информацией, вместо реальных людей). Более подробно испытуемый и консультант могут совместно разобрать каждую шкалу. В целом, коэффициент сходства испытуемого с профессией психолога-консультанта – положительный и составляет 19,5.
С целью повышения коэффициента сходства (и, соответственно, степени удовлетворенности выбранной профессией) испытуемому можно рекомендовать развитие прежде всего в социальных областях (тренинги личностного роста, развитие коммуникативной компетентности). Система Профплан позволяет прогнозировать изменения: например, изменяя показатели испытуемого по шкалам «Общение» и «Активность» в сторону их повышения (как результат развивающих тренингов или саморазвития испытуемого) можно наглядно увидеть, как пересчитывается коэффициент сходства с интересующей профессией (строка над профилем) и как пересчитывается и перегруппируется список подходящих профессий (правое окно программы). В данном случае мы видим, что с указанными изменениями коэффициент сходства с профессией «психолог-консультант» повысился до 30.0, а в списке профессий в верхние строчки попали более «социальные» профессии, чем прежде (см. рис. 4).
При внесении любых изменений в диагностический профиль, рядом с фамилией испытуемого (в строке над профилем) возникает комментарий «изменён», а исправленные шкалы подсвечиваются светло-зеленым цветом. Вернуть профиль в исходное состояние можно с помощью функции меню «Профиль / Восстановить текущий реальный профиль» или с помощью второй функциональной иконки на панели над профилем.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 4.


В процессе консультации испытуемый выражает интерес также и к другим профессиям, подумывая о получении второго высшего образования. В частности, в качестве одного из вариантов испытуемый Петров называет получение образования в сфере журналистики. В процессе сопоставления диагностических результатов с «идеальным» профилем журналиста возникает много расхождений, вплоть до противоположной направленности по большей части шкал (коэффициент сходства = - 14.8) (см. рис. 5). При прояснении мотивов выбора данной специальности консультант выясняет, что наиболее привлекательные моменты в работе журналиста для Петрова – это возможность собирать и анализировать информацию, писать и править тексты, то есть его в большей степени интересует научно-аналитическая, а не собственно журналистская работа (при нежелании активно контактировать с людьми, конкурировать, соперничать, жестко отстаивать свои интересы). Разобрав расхождения с профессией журналиста и мотивы её выбора, испытуемый понимает неадекватность такого запроса и отказывается от идеи получения высшего образования в сфере журналистики.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 5.


Однако Петрова продолжает интересовать возможность наиболее полной реализации себя в рамках той профессии, которую он уже активно осваивает (психология). Анализируя список самых подходящих для него профессий, Петров заинтересовывается профессиями «программист», «информационные системы в экономике» и «социолог-статистик» и подчеркивает в беседе с консультантом свой интерес к информационным технологиям, математике и логике, однако сожалеет об отсутствии специального образования в этих сферах. При этом Петров не хотел бы окончательно отказываться от работы в сфере психологии, которая интересует его прежде всего с познавательной точки зрения, а также с точки зрения смысла работы (помощь людям в самопознании и развитии).

Для анализа сочетания нескольких профессий консультант переносит в буфер (нижнее левое окно) профессию реальную (психолог) и желаемую (программист). В результате отображаемый идеальный профиль представляет собой среднее между анализируемыми профессиями, и пользователи обращают внимание на то, что коэффициент сходства испытуемого с данной «интегральной» профессией повышается по сравнению как с профессией «психолога-консультанта», так и с профессией «программиста», и составляет 80.2 (см. рис. 6). Кроме того, заметно, что в таком случае нет существенных расхождений между особенностями испытуемого и требованиями «интегральной» профессии.

Нажмите, чтобы увеличить
Рис. 6.


В завершение беседы испытуемый и консультант находят оптимальные варианты сочетания выбранных специальностей, с учетом базового психологического образования. Такими вариантами оказывается реализация Петровым себя в сфере прикладной научной психологии, в частности, в сфере психодиагностики и тестологии, а также получение дополнительного образования по специальности «информационные технологии в психологии».

Если Вас интересует приобретение системы "Профэкспкерт",
а также тестовых комплексов "Профориентатор", "Профкарьера", "Профконсультант",
звоните нам по телефонам: (495) 504-3479, 642-2434 или пишите по адресу: partner@teletesting.ru (Гончарова Наталья).


Также СМОТРИТЕ:
© 2008—2017 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
(495) 504-34-79, 642-24-14; partner@teletesting.ru
Разработка сайта Компания GlobeWeb